Акционерное общество
«Северо-Западный региональный центр
Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод»
Орден Ленина, 1983 год
Орден Ленина, 1939 год.
Орден Октябрьской Революции, 1971 год.
Орден Красного знамени, 1945 год.
Орден Трудового Красного Знамени, 1963 год.
Орден Трудового Красного Знамени, 1976 год.
почётный знак РФ "За успехи в труде", 2022 год.
Акционерное общество
«Северо-Западный региональный центр
Концерна ВКО
«Алмаз-Антей» - Обуховский завод»


  ИСТОРИЯ ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА — 1920-1930-Е ГОДЫ


Завод в предвоенный период (1920-1930-е годы)

 Революционные события 1917 года перевернули сложившиеся устои и порядок. В феврале 1918 г. начальник завода был отстранен, руководство было поручено Комиссии по Управлению ОСЗ, председателем которой стал А.А.Антонов. Лишь в 1920 г. было введено единоличное управление заводом в лице Управляющего В.Д.Серова. Но деятельность предприятия была прервана из-за отсутствия заказов и нехватки топлива. 22 декабря1917 г. Обуховский завод остановился, а 28 января 1918 г. все рабочие, а их было 12 тысяч — рассчитаны. Подобное положение складывалось и на других  промышленных предприятиях  Петрограда. Гражданская война и иностранная интервенция отрезали город от основных источников сырья и продовольствия. Многие уезжали с семьями в деревни, где было легче прокормиться. Около 200 семей обуховцев совместно с рабочими Семянниковского завода основали на Алтае одну из первых сельскохозяйственных коммун «Первое российское общество землеробов-коммунаров», впоследствии превратившееся в крупные совхозы «Первороссийский» и «Обуховский».

Трактор системы "Холт" в 75 лошадиных сил

Трактор системы «Холт» в 75 лошадиных сил

В 1918 г. обуховцы переживали трудные дни — 2,5 месяца бездействовал завод. Лишь в конце февраля было принято решение об изменении его профиля. Сельскому хозяйству нужны были тракторы, железной дороге подвижной состав. Поэтому правительство поручило Обуховскому заводу наладить производство гусеничных тракторов, ремонт паровозов и товарных вагонов, изготовление рессор, букс, подшипников и других частей подвижного состава. В программу предприятия было включено производство плугов и металлических частей для молотилок.
Для выполнения нового производственного плана вновь было принято около 4 тысяч рабочих, инженеров и техников.
Заказ на тракторы был первым самым крупным заказом нового советского государства на машины. В Историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился интересный документ, датированный 16 декабря 1917 г. «Начальнику Обуховского завода. Сим дается Обуховскому заводу заказ изготовить тракторов системы «Холт» двух типов — в 40 и 75 лошадиных сил. Сорокасильных — 500 штук, семидесятипятисильных — 500 штук. Всего 1000 штук». Заводские конструкторы на базе американского трактора «Холт» в 75 л.с., усовершенствовав его конструкцию, создали русский «Холт», который при испытаниях превзошел своего предшественника. Три первых советских гусеничных трактора окончательно были готовы в 1919 г. и отправлены на фронт для перевозки крупных орудий. Закончилась Гражданская война и было решено возродить и оживить Петроградскую промышленность. Обуховцы начали активно восстанавливать завод. В мастерских создавались ударные группы, добившиеся значительного повышения производительности труда.
4 ноября 1922 г. по решению Петросовета Обуховский сталелитейный завод был переименован в Петроградский Государственный Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик», а 70 лет спустя — в 1992 г.— ему вернули историческое имя — «Государственный Обуховский завод».

 В 1921 г. на заводе возродили сталелитейное производство, введя в строй 5000тн мартеновскую печь — после революции 1-ю на заводе и 2-ю в Петрограде. Возобновилось тракторостроение. На сельскохозяйственной выставке в 1920 г. трактор Обуховского завода получил диплом 1 степени, который хранится в музее предприятия. Завод продолжал развивать производство тракторов, совершенствуя старые и создавая новые конструкции. Трактора с его маркой работали на полях «Сахаротреста», в сельскохозяйственных коммунах и государственных хозяйствах, на осушении болот, добыче торфа, на строительстве Волховстроя. Начиная с 1922 года, завод достиг выпуска несколько сот тракторов в год. «Большевик» проложил дорогу массовому тракторостроению в стране. Выпуск тракторов был прекращен в 1928 году (хотя запчасти выпускались заводом до конца 1990-х годов), к этому времени в стране уже работало несколько тракторных заводов.
В 1922 г. завод получил государственный заказ: создать и запустить в серийное производство авиационный мотор. До этого времени их покупали за границей. Первый отечественный авиамотор был сделан к 7 ноября 1923 г. 10 июня 1925 г. два самолета с двигателями, изготовленными на заводе, успешно совершили перелет по маршруту Москва-Пекин-Токио. В честь рабочих и служащих завода, одному из самолетов было присвоено имя «Ленинградский Большевик».

Авиамотор М-5, 400 л.с. на праздничной демонстрации 7 ноября 1923г.

Авиамотор М-5, 400 л.с. на праздничной демонстрации 7 ноября 1923г.

В 1929-1937 гг. завод принимает участие в строительстве Магнитогорского, Кузнецкого комбинатов и ряда других металлургических строек страны. Поставляет тюбинги, эскалаторы и проходческие щиты для Московского метрополитена. В 1935г. изготавливает эмблемы «Серп и Молот» с вкраплением самоцветных камней для первых Звезд Кремля, а затем в 1937 г.— каркасы из высококачественной стали для рубиновых Кремлевских Звезд. В стране быстрыми темпами развивался ж.д. транспорт, для которого завод освоил и досрочно выполнил 1000 комплектов автосцепок. Предприятие успешно справлялось со многими заказами. Для Волховской гидроэлектростанции были изготовлены поковки коленчатых валов. Оптическая мастерская собирала водомеры, бинокли и оптико-механические приборы. В 1930 г. оптический отдел выделился в самостоятельное предприятие — ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод), вошедшее в 1963 г. в состав производственного объединения ЛОМО.

На базе тракторных мастерских в 1927 г. на заводе начали выпуск первых отечественных серийных танков МС-1 (Т-18). В 1932 г. это производство выделилось в еще одно самостоятельное предприятие — танковый завод им.К.Е.Ворошилова (ныне ОАО «Звезда»).
Конструкторское бюро завода спроектировало несколько десятков артиллерийских систем крупного калибра, которые под индексом «Б» (по наименованию завода «Большевик») выпускались крупными сериями и сыграли большую роль в обороне Ленинграда и победе в Великой Отечественной войне. Кроме того, завод выпускал и специальную сортовую сталь. Осенью 1928 г. на предприятии была организована первая ударная молодежная бригада под руководством токаря Константина Воробья и к 1930 г. все молодые рабочие объединились в ударные бригады. Первый всесоюзный Слет ударников, проходивший в Москве в 1929 г., выдвинул лозунг «От ударных бригад к ударным цехам и заводам!». Это соревнование вылилось в массовое движение за повышение производительности труда и досрочное выполнение пятилетних планов. В феврале 1930 г. заводу было присвоено звание ударного  завода.

Танк МС-1 (Т-18) 1928 год

Танк МС-1 (Т-18) 1928 год

Улучшается быт работников предприятия. Организуется рабочее жилищно-строительное товарищество «Володарский металлист». В июне 1927 г. началось строительство Дома культуры для работников завода, торжественное открытие которого состоялось в 1929 г. Авторами проекта были известные архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх.

Завод рос, перестраивался, обновлялось оборудование. Больших успехов коллектив достиг в период работы директором завода Д.Ф.Устинова (1938-1941 гг.), впоследствии министра обороны СССР.

За успешное выполнение первых пятилеток, развитие отечественного машиностроения в 1939 г. завод награжден орденом Ленина.